Наш главный девиз:

"Уследи, сохрани, не навреди..."

Задача садовника помочь саду раскрыть заложенный архитектором потенциал во всей красе

Фотоархив

Как с нами связаться

  • Мобильный: +7-902-87-95-248
  • Мобильный: +7-902-87-90-355
  • E-mail: sadzaboty@gmail.com
  • Если мы не ответили, просто наберите нас снова. Скорее всего в этот момент мы заботимся о саде.

Главная » Статьи » ландшафтное проектирование » Проектирование

Принципы создания цветников

Виды цветников. Основные принципы подбора растений в цветнике. Законы композиции. Цвет, контраст, нюанс, фактура.

 

Основные этапы создания цветника.                

1. Определение места цветника и его вид.

2. Обозначение цветников на эскизном плане.

3. Определение стиля цветника, цветовой гаммы.

4. Определение экологических условий

5. Составление предварительного списка растений

6. Вычертить границы цветника

7. Составление цветника

 

1. Определение мест для расположения цветников, исходя из функциональной необходимости. Осуществляется после разбивки основных зон благоустройства и дорожных сетей.

Функциональное значение (закрытие забора, привлечение внимание, создание подлеска, массива, маскировочная функция, поглощение лишней влаги). Определяются стороны обзора будущего цветника (определяют подходы к цветнику, учитывая вид сверху, с балконов домов), которые определяют будет ли цветник одно–многорядным, углового, кругового обзора, двустороннего, одностороннего. После анализа информации выбирается необходимый элемент цветочного оформления, или вид цветника.

На данный момент в ландшафте принято два основных направления, или стиля проектирования: регулярный и пейзажный. Различные стили требуют своих элементов цветочного оформления.

Для создания участков в регулярном стиле используют такие элементы цветочного оформления, как клумба, рабатка, арабеска, бордюр.

Для создания участков в пейзажном стиле используют миксбордеры, группы, массивы, солитеры.

Клумба — небольшой цветник правильной геометрической формы. Это может быть квадрат, овал, круг, оригинальные треугольные или ромбовидные клумбы. Разбивается в парадных местах. В старые времена клумба возвышалась над окружающим газоном или дорожкой на 15—20 см. Поверхность клумбы делали выпуклой. В настоящее время ее делают вровень с газоном и дорожкой. На клумбы высаживают растения, цветущие длительное время или имеющие декоративную листву. Чаще всего для создания клумбы используют однолетники, двулетники и луковичные. Для усиления декоративного эффекта применяют полную или частичную смену растений: весной — луковичные, летом на смену им — летники или ковровые растения. В зависимости от культур, используемых для клумбы, они бывают ковровые и цветочные: ковровые состоят из лиственно-декоративных растений, которые стелятся по земле; цветочные создают из крупных цветочных растений с таким расчетом, чтобы на клумбе всегда были цветущие цветы. Выделяется множество видов клумб.

 

Арабеска — старинный элемент цветочного оформления, который может быть использован как самостоятельно, так и в виде элементов клумбы. Обычно для их создания используют ковровые растения. Сейчас этот элемент вновь входит в моду. Большая клумба круглой или овальной формы с оригинальным рисунком из цветов. Рисунок вы можете создать любой, пределом здесь является только ваша фантазия. Арабеску обычно засаживают однолетними цветами. Как правило, в цветниках этого типа многократно повторяется сложенный из однолетних цветов и ковровых растений восточный орнамент в насыщенных тонах, хотя это могут быть и надписи, портреты.

 

Рабатка — цветник в виде длинной ленты, размещаемый вдоль дорожек, площадок или строений. Ширина рабатки может быть от 0,5 до 3—4 м. Самые короткие рабатки могут быть от 2 до 4 м. При большой длине рабатка делается с разрывами через каждые 20-25 м. Лента рабатки может прерываться округлыми клумбами, штамбовыми или кустовыми формами других низких кустарниковых растений. Рабатки устраивают вровень с газоном или выше него. Видовой и сортовой состав рабаток может быть разнообразным.

Рабатки бывают односторонние, двусторонние, симметричные, асимметричные. В двухсторонних рабатках, рассчитанных на просмотр, высокие виды растений размещают по центральной продольной линии. В односторонних рабатках высокие растения высаживают на заднем плане — у забора, живой изгороди, фасада здания.

 

Бордюры представляют собой полосы шириной 10-50 см, растения в них высаживаются рядами. Бордюрами обрамляют дорожки, клумбы и т. п. Бордюры называют рамкой или каймой, выполняют роль ограничителя либо перехода от вертикальных элементов композиции к горизонтальным, подчеркивая планировку. Высаживают цветочные или декоративно-лиственные однолетники, многолетники, покровные растения высотой до 30 см, компактной формы и с обильным цветением. Для бордюра обычно подбирают один-два вида растений.

Миксбордер представляет собой смешанную посадку красивоцветущих и декоративно-лиственных растений, размещенных группами в несколько рядов на удлиненной полосе в виде рабатки с нечеткими контурами. Обычно ширина от 1,5 до 4 м. Непременное условие – непрерывное цветение одного или нескольких участков. Привязка идет к дорожке, зданию, высоким кустарникам и штамбам. Обильный видовой состав.

Группа — самостоятельная композиция из нескольких растений, древесных кустарниковых, травянистых, обычно нечетным количеством, расположены на газоне. Имеют плавные контуры.

Бывают группы состоящие из несколько растений одного вида или сорта - моноцветники. Обычно для групп применяют высокорослые красивоцветущие или декоративно-лиственные однолетние и многолетние растения. Выделяют две разновидности групп — пристенные и свободнорастущие. Пристенные группы используют для декорирования стен, стволов деревьев. Свободнорастущие группы обычно высаживают на газоне в виде вольной композиции.

В последнее время стали популярны модульные группы. В основе их лежит модуль определенного размера, который повторяется на протяжении всего цветника.

Массивы — сплошные посадки цветочных растений одного или разных видов на большой территории.

Солитер — одиночная посадка растений. Как правило, в качестве солитера используют многолетние, крупные растения, с высокими декоративными качествами.

Рокарий – цветник, в основу которого положено сочетание растения с камнем. Ассортимент подбирается не зависимо от происхождения.

 

2. Обозначение цветников на эскизном плане.

Обычно в виде цветового пятна на плоскости. Чаще всего цветники обозначаются одним цветом. Если в цветочном оформлении присутствуют древесно-кустарниковые растения от 1,5 метров, то они на плане обозначаются отдельными значками.

 

3. Определение стиля цветника, цветовой гаммы.

Нередко на этом этапе делаются видовые картинки, с обозначением цветовых пятен, высот и объемов будущего цветника.

Стиль цветника определяется общим стилем сада или его части, на котором расположен данный цветник. Это может быть участок, выполненный в стиле американских  сельских садов (кантри), английских (природный), французских регулярных, средиземноморских (висячий, с резкими контрастами), японских (сад камней, гравийный сад), русский сад.

 

Выбор цветовой гаммы зависит как от стиля, в рамках которого вы работаете, так и от необходимого добиться силы эффекта. Многообразие цветов и оттенков растений делает выбор расцветки клумбы достаточно проблематичным. В любом саду фоновым является зеленый цвет и все многообразие его оттенков. Именно на зеленом фоне разворачивается полотно цветников, которое может быть и пестрым, с активным использованием контрастных цветов, и изысканно составленным из разнообразных оттенков одного цвета — холодного голубого, теплого желтого или нейтрального белого. Не менее эффектно смотрятся цветники, включающие несколько сочетающихся или гармонирующих цветов.

 

Существует несколько общих правил цветового сочетания и восприятия цвета.

Грамотно использовать возможности цвета в саду не так просто. Знание основных правил сочетания цветов поможет при подборе растений при оформлении сада.

Для ландшафта можно выделить четыре основных цвета: зеленый, красный, желтый и синий. Плюс нейтральные: белый и серебристый.

Используя цвет, можно создавать как контрастные, так и нюансные сочетания.

Контраст – это резко выраженная противоположность, внезапное отклонение от принятого порядка. Прежде, чем ввести контраст в ландшафт, подумайте какого эффекта вы хотите добиться, что именно выделить (например, растение подчеркнуть фоном дома или дом за счет растения; пестролистный куст зеленым фоном или однотонность и фактуру крупных листьев пестролистным фоном).

Еще одним важным моментом является то, что из двух контрастирующих объектов один должен отчетливо доминировать над другим. Один является четко фоном, другой предметом, акцентом.

Нюанс, или гармония – объединение аналогичных элементов- красок и форм. В ней нет резких перемен, контрастов и напряжения.

 

Исходя из этого, создали теорию цветового круга, который помогает при подборе цветов в саду.

Самый простой круг можно получить по принципу радуги. Помните? «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». При добавлении оттенков получаем более сложные круги.

Цветовая гармония, образуется цветовыми тонами, соседствующими в цветовом круге. Например, оттенки красного. Оттенки позволяют плавно переходить от одного цвета к другому. Сочетания с правой теплой стороны цветового круга - яркие, жизнерадостные, а с левой, холодной – спокойные, благородные.

Цветовые контрасты. Два цвета, расположенных напротив друг друга в цветовом круге, будут являться дополнительными, или контрастными. Дополнительные цвета: желтый и фиолетовый, оранжевый и синий, красный и зеленый. В цветнике два дополнительных цвета рядом усиливают друг друга.  Такие сочетания наиболее приятны для восприятия, их еще называют гармоничными контрастами. Например, розовые цветы горца и синие колосья вероники, сочетание белой и красной гвоздик травянки. Но в паре контрастных цветов один всегда будет активней другого: красный активнее зеленого, поэтому при расположении двух цветов рядом обязательно необходимо учитывать их яркость и соблюдать правильные пропорции.

Родственно-контрастные цвета.  Если через цветовой круг провести вертикальную или горизонтальную линии, то мы получим (справа и слева относительно линии) две родственно-контрастные группы. Обычно разделение (линией) идет по основным цветам.

Цветовая триада. Если вы хотите комбинировать в саду несколько цветовых оттенков, но не уверены, что они подойдут друг к другу, нарисуйте в цветовом круге треугольник. Особенно эффектно выглядит сочетание трех основных цветов, например желтая лапчатка, красная роза и синий шалфей; темно-голубой дельфиниум, красные лилейники и золотистый тысячелистник таволговый. Или пурпурнолистные гейхеры, лазоревые фиалки Виттрока и желто-оранжевые бархатцы.

Вы можете поворачивать треугольник как угодно и получать подходящие сочетания, например светлых оттенков: светло-желтый, нежно-розовый и небесно-голубой. Вписываемый треугольник не обязательно должен быть равносторонним.

Учитывая особенность цвета, можно усиливать или ослаблять действия определенного цвета. Так теплый цвет кажется более ярким рядом с холодным. Красный усиливается в сочетании с белым или зеленым..

Если рядом в цветнике оказываются два не дополняющих друг друга цвета, то один из цветов как бы растворяется, бледнеет на фоне другого. Красный рядом с синим желтеет, рядом с желтым становится багряным, пурпурным. Зеленый рядом с желтым синеет, а с синим желтеет и т.д.

При желании совместить плохо гармонирующие цвета или устранить эффект растворения, добавляют нейтральные цвета: белый, серебристо-серые и чернеющие. Серебристо-серые тона хорошо сочетаются с пурпурным, карминным, розовым.

Каждый цвет оказывает эмоциональную нагрузку на человека, по-разному воспринимается на дальних и ближних перспективах всего сада или его части. Используя только один цвет в цветнике или саду, вы получите монохромные композиции. Монохромные сады строятся на тонкой игре полутонов и оттенков, которые подчеркивают утонченные формы растений и различные элементы пейзажа. Преимущество таких садов состоит в том, что их настроение и «характер» легче выразить.

БЕЛЫЙ. Особенно хорош для тех, кто любит наслаждаться своим садом в вечернее время. Когда зеленые листья, красные и синие цветы теряются в сумерках, белые, напротив, вспыхивают светлыми фонариками. Белый цвет эффектно выглядит и на свету: сверкающий в лучах утреннего солнца, становится матовым в полдень.

При размещении на переднем плане приближает композицию, на заднем плане – отдаляет.

 

ЖЕЛТЫЙ - цвет веселье и оптимизма, обладает огромной светосилой. Желтые цветы даже в самые пасмурные дни создают впечатление солнечных лучей, вспыхивающих на цветочных клумбах. Кроме того, желтый цвет теплый. Поэтому цветы желтого цвета подходят, прежде всего, для прохладной ранней весны и осени.  Корейские хризантемы, зацветающие осенью, кажутся особенно теплыми и мягкими. Желтые цветы притягивают взгляд, они явные доминанты и сильно воздействуют на рядом растущие растения, особенно на холодные, выделяя их. Они зрительно приближают пространство.

Желтый лучше использовать на темном фоне в легкой полутени. Хотя многие кустарники теряют свой цвет в условиях недостаточной освещенности.

 

КРАСНЫЙ – самый активный цвет. Он может оживить скучный уголок в саду, однако его присутствие в месте отдыха, где хочется расслабиться, будет лишним, оказывает возбуждающее действие на организм человека. В релаксационных уголках красный лучше заменить розовым. Чем светлее оттенок красного, тем спокойнее он воспринимается глазом. Расположенный на темном фоне, красный удаляет расстояние до точки обзора, на светлом    приближает. В последнее время все чаще используют посадки живой изгороди из краснолистных сортов. Надо учитывать вышесказанное и помнить, что пересадить, переделать изгородь трудоемко и дорого. Такая посадка оправдывает себя на городских улицах, возле офисах вдоль подъездных дорог. Всегда эффектно смотрятся краснолистные сорта и в солитерной посадке. Светло-зеленый, салатовый фон, подчеркивает резкость контраста и способствует концентрации внимания на композиционном центре.

 

СИНИЙ излучает гармонию и спокойствие. Синий цвет способен снимать стрессовое напряжение и создавать ощущение прохлады в жаркие дни. Ему приписывают даже способность снижать кровяное давление. Поэтому цветник, выдержанный в синих тонах, — идеальная кулиса для места, где вы отдыхаете.

Следует учитывать, что существует два основных типа синего: синий с примесью красного (переход к фиолетовому) и синий с желтой составляющей (переход к зеленому). Лишь у немногих растений, таких как горечавка и некоторые виды дельфиниума, цветки окрашены в чисто синий цвет.

Растения с синими и голубыми цветками желательно высаживать на хорошо освещенном месте — наиболее эффектно они выглядят на ярком свету, а в легкой полутени такая композиция может выглядеть мрачновато. Кроме того, синий цвет — настоящий подарок владельцам небольших садов, создает ощущение пространства и глубины, увеличивая.

Кроме того, синие цветы можно варьировать, учитывая игру цвета при заходе и восходе солнца.

Цветы синего цвета вспыхивают ярче, когда они соседствуют с желтыми или белыми. Важно, чтобы синих цветков было больше: иначе они станут менее заметными, а на передний план выдвинутся оранжевые тона. Несколько мягче, но тоже достаточно демонстративно рядом с синими ведут себя сине-желтые цветки. И не следует ограничиваться исключительно миром растений. В синий цвет можно покрасить, например, перголу, которую, обовьет, золотистая форма хмеля (Humulus lupulus) 'Aureus'. Синяя садовая калитка тоже очень неплохо смотрится, особенно если по бокам растет желтая манжетка, приветствуя гостей дома.

 

Пропорции цвета и яркость. Большое значение имеет пропорция цветовых пятен в цветнике. При ее не соблюдении можно потерять центр композиции или сместить его, что повлечет за собой нежелательный эффект. На пропорцию цвета играет величина цветка, его фактура.

Кроме собственно цветовой гаммы, большое значение в колористическом восприятии играет яркость цвета. Самый яркий из основных цветов — желтый, за ним следует оранжевый, затем — зеленый и красный, а завершают этот ряд синий и фиолетовый. Сила воздействия, или, иначе говоря, относительный «вес» каждого цвета, зависит от его яркости. Так, чтобы уравновесить пятно желтых анютиных глазок, рядом следует высадить три равных по площади пятна фиолетовых. Отношение площадей оранжевого и синего цветов составляет 1:2, а красный и зеленый по их яркости приблизительно равны. 6 белых и 4 синих, 4 белых и 6 красных, 3 желтых и 7 лиловых, 3 красных и 7 сине-голубых, 5 красных и 11 зеленых, 3 желтых и 5 красных, 3 оранжевых и 8 синих, 4 розовых и 6 фиолетовых.

На яркость цвета влияет свет. Если цветочная клумба расположена на солнечном месте, то насыщенная окраска цветов становится еще ярче. Пастельные тона на солнце блекнут и выглядят белесыми. Растения с неяркими цветками лучше воспринимаются при нежном утреннем и вечернем свете или в полутени. Чем светлее цвет, тем он кажется ярче в тенистом месте или в полумраке. Темные тона, например темно-синие цветы, меркнут в тени и по вечерам.

 

Зеленый. Изначально зеленый представляет собой промежуточный цвет между желтым и синим. В зависимости от преобладания желтого или синего меняется и характер его выразительности. Например, в зеленом частично присутствует желтый — это сочетание создает впечатление юности, утра раннего лета. Если желтого очень много, с добавлением оранжевого, то возникает ощущение, которое часто бывает в начале осени(некоторые сорта пузыреплодника). Зеленый с синим оттенком — холодный, «ледяной» цвет — уводит в страну грез и мечтательности. Манипулируя различными оттенками зеленого, мы можем достичь самых различных выразительных проявлений.

Зеленый цвет — основа сада, используется как фон для других, более ярких красок, исполняет роль ширмы для декорации неприглядных видов или разделения пространства. Он заставляет нас более внимательно относиться к деталям: верно подобранным оттенкам, форме листьев, их расположению.

Когда зеленого много, особенно в тени, глаза с трудом различают оттенки, порой все сливается в одну общую массу. На помощь придут растения с пестрой листвой. Благодаря им, можно осветить самые темные участки сада, сделать их ярче и выразительнее.

Едва уловимые оттенки зеленого или их более яркие и контрастные проявления дают дизайнеру огромную возможность творить, создавая все новые и неповторимые композиции.

Работая с зеленым цветом, начинаешь задумываться о сочетании не только цвета, но архитектоники, фактуры растений. Композиции, построенные на основе нюансных сочетаний, с учетом гибискуса и фактуры растений, являются наиболее гармоничными и стойкими к сезонным изменениям. Подбирая растения разной высоты, создавая одно-, дву- и многорядные композиции, можно избежать монотонности, изменить видовые точки ландшафта, цветника.

Общая архитектоника растений практически всегда укладывается в геометрическую форму, в результате получается набор форм, которые помогают представить схему будущей композиции.  Такие схемы могут состоять только из полусфер различной высоты, фактуры и цвета или содержать разнообразные геометрические формы одинакового цвета, но разных фактур, и так до бесконечности.

Различные фактуры листьев и соцветий растений придают рельефность, текстуру композиции.

 

По роли растений в цветнике выделяют 3 группы  растений:

Акцентные – фокусные, ключевые точки, обладающие выделяющейся формой, цветами т.п.

Скелетные, или фоновые – кулисы, фон;

Растения-наполнители – постоянно-декоративные и дающие сезонную вспышку.

Растения с округлой или пирамидальной формой куста могут служить в качестве акцента в цветочной композиции. Они подходят также для рядового высаживания. Растения с тонкой структурой листа, такие как злаковые и разновидности осоки, лучше высаживать группами на ровном открытом участке. Они смотрятся эффектно на больших территориях, но могут создавать достаточно привлекательные эффекты и при оформлении клумб. При этом их желательно высаживать группами на фоне низких, почвопокровных растений.

Растения с крупными листьями грубой структуры целесообразнее использовать в качестве солитеров, так как в композиции они подавляют соседние растения.

Растения раскидистой формы со струящейся или нависающей листвой требуют спокойного фона, подчеркивающего их индивидуальность. Ажурные сложные листья, наоборот, придают внешнему облику растения легкость и утонченность. Большое значение имеет то обстоятельство, является ли жилкование листа тонким или, наоборот, грубым, насколько поверхность листа гладкая, покрытая волосками, как бы припорошена инеем, блестящая или матовая.

 

4. Определение экологических условий: освещенность (стороны света, если есть возможность составить карту теней), высота стояния грунтовых вод, почвенный условия (структура, кислотность, толщина плодородного слоя), перепады рельефа, ход ветра, интенсивность ухода. Часто выражена словами сухая тень, влага и солнце, каменистая влажная и т.п.

 

5. Составление предварительного списка растений, пригодных для озеленения в данных условиях и подходящих по стилистике и цвету. Лучше их сразу разбить на весенецветущие, летние и осеннецветущие. Главное учитывать декоративность растения во всех его фазах развития.

Чаще всего самыми удачными получаются композиции с наименьшим количеством видов, но массивами. Это позволяет избежать излишней пестроты.

 

6. Вычертить границы цветника в масштабе 1:50, 1:25. Разбить площадь цветника сеткой шириной шага в 1 см или 0,5 см.

 

7. Составление цветника методом пазла с учетом времени цветения. Обычно получается три мини картинки в разные сроки цветения. Выполнение видового эскиза цветника, составление таблицы декоративности, экспликации.

 

 Для желающих на практике освоить искусство составление цветников разработан курс "Дизайн цветников"

Приходите учиться на расширенные курсы "Дизайн цветников" в нашем объединение. Тел. 8-902-87-95-248

Категория: Проектирование | Добавил: Ассоль (12.02.2010) | Автор: Ассоль
Просмотров: 31173 | Теги: цвет в ландшафте, проектирование цветников | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]